Физическое воспитание ребенка

Содержание:

В различия между физическим воспитанием и спортом очевидны, часто путают обе дисциплины. Основное отличие состоит в том, что физическое воспитание — это предмет или область обучения; его учат быть в хорошей физической форме, правильно бегать, заниматься различными видами спорта и т. д. С другой стороны, спорт — это физическая активность, которой занимаются разные типы; футбол, баскетбол, теннис и др.

И то, и другое идут рука об руку, и проводятся многочисленные исследования для определения преимуществ каждого из них, как по отдельности, так и вместе

Различные обзоры, сделанные на протяжении многих лет, демонстрируют важность физического воспитания в системе образования, а также важность спорта в жизни человека

Оба вносят значительный вклад в физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие. Если есть что-то общее между этими двумя дисциплинами, так это их способность усиливать когнитивные способности человека. Но как много общего, так и различия.

В большинстве случаев люди используют оба термина без разбора, что неверно, поскольку это два совершенно разных понятия.

Динамичность

Данный принцип предусматривает постоянное повышение существующих требований к двигательным действиям детей. Это должно достигаться при обновлении, а также путем усложнения используемых упражнений, условий занятости, методов обучения и величины существующей нагрузки. Только это приведет к развитию волевых и физических качеств человека, к освоению новых форм двигательных навыков и умений, что, в свою очередь, скажется на совершенствовании работы всех систем организма.

Согласно теории физического воспитания, все рассмотренные выше принципы должны составлять единство методических положений и взаимно дополнять друг друга. Отступление педагогом даже от одного из них даст сбои в налаживании процесса обучения и сделает безрезультативными все приложенные при этом усилия детей.

Немного истории

Что такое физическое воспитание? Это не что иное, как педагогический процесс, который направлен на усовершенствование функций и формы человеческого организма, в процессе которого устанавливаются двигательные умения и навыки, а также связанные с ними знания. Все это приводит к развитию физических качеств.

Истоки подобного направления в воспитания уходят своими корнями к самому раннему этапу развития человеческого общества. Его элементы существовали еще при первобытном строе. В те времена люди возводили себе жилье и добывали пищу, охотившись на диких животных. Подобная деятельность, которая была необходима для существования, способствовала совершенствованию физических способностей человека. Он становился более сильным, выносливым и быстрым.

Постепенно люди стали обращать внимание на то, что те представители племени, которые были более активными и подвижными, отличались особенно высокой работоспособностью. Это способствовало осознанию того, что человеку требуется выполнение упражнений, то есть повторяемость действий

Именно это и послужило основой физического воспитания.

Человек, осознавший эффект упражняемости, начал имитировать движения, которые были необходимы ему в трудовой деятельности. Причем делать это он начал в свободное от выполнения своих рабочих обязанностей время. Так, охотники бросали дротики, упражняясь на изображении животного.

После того как различные двигательные действия стали применяться вне трудовых процессов, изменился их смысл. Постепенно они стали не чем иным, как физическими упражнениями. Это позволило значительно расширить сферу их влияния на человека. И в первую очередь подобные действия стали относиться к его физическому совершенствованию.

Впоследствии эволюционное развитие показало, что своего лучшего эффекта физическая подготовка достигает в том случае, когда человек начинает заниматься ею, начиная еще с детского возраста. То есть в случае осуществления обучающего процесса, готовящего ребенка к жизни и к труду. Все это и послужило истоком возникновения физического воспитания в том смысле, в котором мы его понимаем в настоящее время.

Организованные формы данного процесса существовали еще в Древней Греции. Они применялись в виде обучения молодежи спортивным и военным упражнениям. Однако до времен новейшей истории подобные занятия продолжали оставаться достоянием представителей лишь привилегированных классов или же не выходили за рамки подготовки будущих воинов.

Значение физического воспитания

Спорт и физкультура чрезвычайно важны. Переоценить их роль невозможно. Смысл физического воспитания заключается в комплексном позитивном воздействии на каждого человека в отдельности и на все общество в целом. Спорт и физкультура имеют общенациональное значение.

что является целью физического воспитания в вузе и школе? Комплекс средств физвоспитания обеспечивает гармоничное развитие учащихся, позволяет уменьшить утомление организма, включая психическое, повысить его функциональность, укрепить здоровье.

Чрезвычайно важно, чтобы физкультура являлась частью здорового образа жизни. Вместе с закаливающими процедурами, четким распорядком дня и интенсивным двигательным режимом она мобилизует защитные силы организма, обеспечивая хорошее самочувствие и способствуя увеличению продолжительности жизни

Здоровый образ жизни помогает на только сохранить и укрепить здоровье, но еще и обеспечить гармоничное развитие личности в физическом и духовном отношении, расширить возможности человека.

Вспомогательные средства физического воспитания

К вспомогательным средствам физического воспитания относят гигиенические факторы и оздоровительные. Упражнения на открытом воздухе будут намного продуктивнее, чем в спортивном зале. Лучше организовать занятия на лужайках хвойных лесов, так как местный воздух богат полезными для здоровья фитонцидами.

Солнечные и воздушные ванны являются самостоятельными средствами для оздоровления и укрепления природных сил организма. Оздоровительные средства природы можно использовать как условия для активного отдыха и восстановления сил после изнуряющих физических упражнений.

Очень важны гигиенические средства – нужно поддерживать в чистоте свое тело, тщательно соблюдать правила личной гигиены. Детям объясняют, что нужно соблюдать режим дня, правильно питаться, достаточное количество времени проводить в покое. Без нормированного графика дня и правильного питания не получится добиться хорошего здоровья. Ведь даже самая продуктивная тренировка пойдет насмарку, если употреблять энергетики, мало спать, а ночами проводить время за компьютерными играми.

Что такое физическое воспитание

Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том, что физическое развитие, а также здоровье детей и подростков на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Еще десять лет назад дети демонстрировали более высокие показатели физического развития, нежели сейчас.

Физическое воспитание – это фундамент для того, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. Велико его значение и во всестороннем формировании личности. Именно такое воспитание создает почву для того, чтобы возможно было полноценно работать умственно. Для того чтобы интеллектуально трудиться, нужно потратить достаточно физических сил. Если ребенок болеет, не закален, то эффективность его умственной деятельности заметно снижается, тогда как физически здоровому человеку легче проявить себя в производительном труде, значительно проще преодолеть большие нагрузки, да и переутомление у таких людей проявляется гораздо реже.

Правильное физическое воспитание способствует формированию у ребенка чувства коллективизма и товарищества, требовательности к себе. Это отличное средство для укрепления воли. Хорошее физическое развитие – результат физического воспитания. Благодаря тому, что оно организовано на должном уровне, могут не только укрепляться, но и совершенствоваться физические силы ребенка.

Физическое воспитание в семье является многогранным процессом, который охватывает физкультурную и оздоровительную деятельность ребенка. Желательно, чтобы он занимался не только физкультурой, но и каким-нибудь видом спорта – это поможет ему развить силу и выносливость

Если говорить о внутренней структуре и содержании физического воспитания, то с этой точки зрения важное место отводится именно такому процессу, как формирование у ребенка настоящей потребности в занятиях физкультурой, позволяющих существенно укрепить здоровье. Если у человека выработается привычка заниматься физическими упражнениями, то можно будет совершенствовать свои физические силы и общую работоспособность, укреплять волю

Физическое воспитание несет в себе знания, которые обогатят представления ребенка о сущности и значении физкультуры и спорта, о том, как они влияют на развитие личности. Благодаря таким знаниям, кругозор детей будет значительно расширен как в умственном, так и в нравственном плане. Кроме того, таким образом можно повысить их общую культуру.

Физическое воспитание подразумевает развитие физических способностей ребенка, стремление к спортивным занятиям. Это может быть легкая или тяжелая атлетика, спортивные игры или плавание. Когда ребенок занимается спортом, делает зарядку, закаляется, он, конечно же, становится здоровее и выносливее. Кроме того, ежедневные занятия физкультурой помогают быть целый день бодрым и энергичным, делают фигуру подтянутой.

Использование различных физических упражнений – это не что иное, как методы физического воспитания. Они делятся на специфические и общепедагогические. Первая их группа характерна исключительно для процесса физического воспитания, а вторая применяется во всех случаях обучения и воспитания. Для того чтобы решить конкретные задачи, которые связаны с обучением технике выполнения физических упражнений, используют игровой метод, строго регламентированные упражнения и соревновательный метод.

К общепринятым методам можно отнести словесные, а также методы наглядного воздействия

Очень важно, что в методике физического воспитания нет метода, который бы мог считаться наилучшим. Для успешной реализации комплекса задач физического воспитания следует оптимально сочетать различные методы, исходя из методических принципов

fb.ru

Что такое спорт?

Спорт можно отнести к любой деятельности, требующей определенных физических усилий и навыков для соревнований.

Это действие может быть разработано против отдельного человека или команды. В спорте есть четко определенные правила, которые регулируются ассоциациями или федерациями.

У этого вида спорта много фанатов и зрителей, которые могут влиять на исполнителей и мотивировать их соревноваться в своих лучших проявлениях.

Спорт создал известных звезд, в том числе футболистов, таких как Дэвид Бекхэм, Криштиану Роналду, Лионель Месси и т. Д., Теннисистов, таких как Новак Джокович и Рафаэль Надаль, и спортсменов, таких как Усэйн Болт и Мо Фарра.

Возможно, вас заинтересуют 10 преимуществ занятий спортом.

Методические принципы

Физическое воспитание и развитие становится возможным лишь при систематическом воздействии на организм человека. Выполняемые при этом упражнения могут быть максимально успешными лишь тогда, когда вся система способов и средств (методика) будет находиться в полном соответствии с основными правилами и закономерностями данного направления педагогического процесса.

Существующие закономерности и правила называют принципами физического воспитания. Их знание, а также соблюдение позволяет человеку овладевать конкретным двигательным навыком. При этом у него развивается определенное физическое качество. Это может быть гибкость, выносливость, сила и т.д. И напротив. Пробел в знаниях принципов и методики физического воспитания или же их неумелое применение значительно тормозят успехи в обучении движения. При этом значительно затрудняется формирование столь необходимых двигательных качеств.

Основные принципы методов физического воспитания, которыми педагоги должны руководствоваться при построении занятий, это:

— сознательность;

— активность;

— наглядность;

— доступность;

— индивидуализация;

— систематичность;

— динамичность.

Рассмотрим вышеперечисленные принципы подробнее.

Что такое физическая культура?

Физическое воспитание — это курс или предмет, который сосредоточен на развитии физической подготовки и способности легко выполнять повседневные физические нагрузки и получать от них удовольствие.

Занимаясь физическим воспитанием, которым можно заниматься в дошкольном учреждении, дети развивают навыки, необходимые для занятия широким спектром видов спорта. Регулярные занятия по физическому воспитанию готовят детей к тому, чтобы они были физически и умственно активными, в хорошей форме и здоровыми во взрослой жизни.

Эффективная программа физического воспитания должна включать уроки с совместным участием, подготовленных учителей физического воспитания, адекватные периоды обучения и оценку учащихся.

Физическое воспитание существует с древних времен, но только несколько сотен лет назад родился сам термин (сокращенно физический или физкультурный).

Как ни странно, его самое раннее известное использование происходит из книги 1719 года под названием Критические размышления о поэзии, живописи и музыкев котором появляется следующая цитата:

«Разве одни годы не могут быть более благоприятными для физического воспитания детей, чем другие …? «

Через несколько десятилетий после того, как эти слова были опубликованы, гимназии открылись по всей Европе, особенно в Германии, где ассоциации гимнастики (или turnvereins) способствовали развитию физического здоровья, а также гражданского участия и культурного обогащения.

В 19 веке американские педагоги переняли европейские методы обучения физическому воспитанию, и слово «физическое воспитание» и представляемое им явление стали общепринятыми в нашей стране.

Физическое воспитание помогает ученикам развивать физические навыки и уверенность в себе. Например, учебная программа начальной и средней школы включает в себя занятия, которые помогают детям приобретать и совершенствовать такие навыки, как бег, ловля, метание и удары, применимые к таким видам спорта, как бейсбол, волейбол или карате.

Учебная программа средней школы готовит учащихся к высокому уровню владения одним или несколькими видами спорта и / или фитнесом по их выбору.

На занятиях по физическому воспитанию рассказывается о пользе для здоровья регулярных упражнений и выбора здоровой пищи, а также о рисках бездействия и неправильного питания.

Физическое воспитание также помогает учащимся развивать социальные навыки. Например, командные виды спорта помогают им научиться уважать других, способствовать достижению командных целей и общаться в качестве продуктивного члена команды.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Физическое воспитание в Афинах. Палестры и палестрика

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.

Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.

Прыгун в длину перед приземлением с альтерами в руках; перед ним педатриб (судья) с розгами (археологическая находка из Аттики, VI в. до н.э.)

В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями — 600 ступней) — около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, бегуны состязались на глубоком песке, «…где трудно прочно стоять и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве».

Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок, по мнению большинства историков, представлял собой 5-кратный мно-госкок с двух ног.

Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска — на дальность. Причем метание диска выполнялось так, что снаряд летел в вертикальной плоскости, поскольку способ этого движения был полностью заимствован из военного дела. В армии диск был боевым снарядом. Диски весом от 1,7 до 4,5 кг, диаметром от 14 до 21 см изготовлялись из камня, а позже — из металла.

Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.

Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой.

Доступность и индивидуализация

Соблюдение данных принципов предусматривает строгий учет возрастных особенностей, пола воспитанника, уровня его подготовленности, а также имеющихся отличий в психических и двигательных способностях. При этом доступность выполняемых упражнений вовсе не означает полного отсутствия трудностей при их выполнении. Она предполагает последовательное и постоянное их преодоление, что возможно при мобилизации не только физических, но и духовных сил детей. Меру доступности должен определить преподаватель. При этом он обязан исходить из степени функциональной, физической и технической подготовленности воспитанника. Ведь то, что является невозможным на начальном этапе обучения, становится выполнимым в дальнейшем. Предъявляемые педагогом требования при этом подлежат постоянному пересмотру.

Наглядность

Данный принцип в физическом воспитании детей может быть обеспечен при комплексном использовании самых различных форм. Так, наглядность имеет место при:

— двигательных действиях преподавателя или подготовленного воспитанника;

— просмотре учебных видеофильмов;

— демонстрации наглядных пособий, а также схем, рисунков;

— наличии слуховых и зрительных ориентиров и т.д.

Применение самых разнообразных средств и форм наглядности способствуют максимально эффективному решению задачи физического воспитания, которая состоит в формировании точной модели двигательной деятельности.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

  • Назад

  • Вперёд

Систематичность

Под этим принципом понимается не что иное, как регулярность проводимых занятий, а также рациональное распределение нагрузки и отдыха. Если при физическом воспитании детей после учебного или тренировочного занятия следует чересчур большой перерыв, то такое распределение времени может привести к снижению у обучающихся уровня работоспособности.

Систематичность, то есть непрерывность процесса постижения двигательной активности, заключается в наслаивании положительного эффекта от каждого предыдущего занятия на последующее, что позволяет углубить его положительное влияние. В итоге результаты целого ряда тренировок определенным образом суммируются. Возникает своеобразный кумулятивный эффект всей системы обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector